Сегодня, 7 ноября, исполняется 55 лет с момента формирования легендарного «золотого состава» ВИА «Ариэль». Эта дата стала точкой отсчёта для нового этапа в жизни коллектива, чья судьба оказалась яркой и непростой.
История ансамбля началась в 1967 году при челябинской городской больнице под руководством Льва Ратнера. Своё звучное название, навеянное образом летающего юноши из романа Александра Беляева, группа получила год спустя. Однако к 1970 году первоначальный состав распался.
Переломный момент наступил осенью 1970 года. После съёмок на челябинском телевидении, где также выступал ансамбль «Аллегро» под управлением Валерия Ярушина, музыканту Виктору Колесникову пришла идея предложить Ярушину и Борису Каплуну войти в обновлённый «Ариэль», сделав Валерия его руководителем. Предложение было принято.
В тот же памятный вечер прежний руководитель Лев Фидельман торжественно объявил о рождении новой профессиональной группы. В «золотой состав» вошли: Валерий Ярушин (бас-гитара, вокал, руководитель), Борис Каплун (скрипка, ударные, вокал), Лев Фидельман (клавиши, вокал), Лев Гуров (ритм-гитара, солист), Валерий Слепухин (соло-гитара, вокал) и Виктор Колесников (ударные).
Коллектив обрёл дом во Дворце культуры железнодорожников, где начались интенсивные репетиции. Вскоре состав претерпел первые изменения: место за барабанной установкой занял Борис Каплун. Путь к славе начался с победы в городском телеконкурсе «Алло, мы ищем таланты». После полуфинала в Свердловске группу покинул Лев Фидельман, а новым клавишником стал Сергей Шариков.
Уже в 1971 году на конкурсе «Серебряные струны» в Горьком «Ариэль» разделил первое место с московскими «Скоморохами» Александра Градского. Успех принёс известность: коллектив попал в эфир популярной радиопередачи Виктора Татарского. Однако известность сыграла с ними злую шутку: ансамбль не пустили на международный конкурс «Янтарь Лиепаи-72».
Проявив невероятную сплочённость и мужество, музыканты решили ехать на конкурс за свой счёт. Чтобы оплатить дорогу, продали гитару. В состав был принят пианист Владимир Киндинов. Каково же было их удивление, когда в Лиепае их ждали: оказалось, документы были отправлены ранее. Выступление малоизвестной группы из Челябинска стало сенсацией, а председатель жюри Раймонд Паулс высоко оценил талант коллектива. Этот триумфальный «вояж», за которым последовали скандал на Урале и неожиданная поддержка Никиты Богословского, подробно описан Валерием Ярушиным в его книге «Судьба по имени Ариэль».
В 1974 году судьба сделала новый виток: «Ариэль» пригласили работать в Челябинскую филармонию. В том же году место ушедшего Киндинова занял талантливый Ростислав Гепп. Коллектив победил на профессиональном конкурсе артистов эстрады в Москве, а пресса заявила о появлении трёх новых имён в советской культуре: Аллы Пугачёвой, Геннадия Хазанова и ансамбля «Ариэль».
Их судьба была красивой, но все успехи приходилось «вымучивать» в борьбе с системой, что, по признанию артистов, даже доставляло своеобразное удовольствие.
Валерий Ярушин отдал коллективу 19 лет жизни. Но ничто не вечно. Приближались 90-е, материальные вопросы начали вытеснять творчество. Работать по-советски стало невыгодно и невыносимо. Знаковым событием, обозначившим внутренний разлад в некогда крепкой команде, стало присвоение Ярушину в декабре 1988 года звания заслуженного артиста РСФСР. Музыканты почувствовали обиду, что звание получил не весь коллектив. В апреле 1989 года Ярушин, почувствовав, что он больше не «капитан на собственном корабле», объявил об уходе.
Оглядываясь назад, артист признаётся, что сейчас даже доволен тому повороту. Он чувствовал, что музыканты пресытились творческим поиском и хотели просто зарабатывать деньги на популярных песнях, в то время как ему самому ещё хотелось создавать что-то новое. Позже он организовал группу «Иваныч», с которой прожил 13 лет в полном взаимопонимании.
Но самые счастливые творческие годы, без сомнения, были связаны с «Ариэлем» — блестящим коллективом единомышленников. Их уважают за невероятную преданность музыке: в эпоху до всеобщей электроники они добивались идеального звучания «вживую», часами репетируя.
Сегодня с благодарностью и светлой памятью вспоминают ушедших из жизни участников «золотого состава» — гитаристов Льва Гурова и Сергея Антонова, которые, начав без нотной грамоты, через несколько лет читали партии на уровне выпускников консерватории.
По словам Валерия Ярушина, в настоящее время пишется сценарий художественного фильма о знаменитой челябинской группе. Остаётся надеяться, что создатели картины сосредоточатся на истории творчества и нелёгкой, но счастливой судьбе музыкального коллектива, а не на «жареных» фактах. Судьбе по имени «Ариэль».
На основе воспоминаний заслуженного артиста РСФСР Валерия ЯРУШИНА,
Фото: личный архив В. Ярушина.



